На Петербургском международном экономическом форуме — 2025 было подписано соглашение о расширении сотрудничества между эксклюзивным дистрибьютором премиальных гибридных автомобилей AITO SERES — компанией «МБ РУС» (входит в ГК «АВТОДОМ») и одним из ведущих российских операторов мобильной связи — МТС.
Стороны объявили о запуске онлайн-продаж гибридных автомобилей и масштабировании пилотного проекта, стартовавшего ранее в Санкт-Петербурге. Автомобили появятся и в розничных салонах связи в разных регионах страны — таким образом, можно сказать, что машины демонстрируют как обычные гаджеты. «Пилотный проект в Санкт-Петербурге показал высокий интерес клиентов к этому формату. За два месяца было продано пять автомобилей, а клиентский трафик в салоне увеличился почти на треть», — рассказала генеральный директор ПАО «МТС» Инесса Галактионова, отметив, что в дальнейшем рассматривается возможность расширить количество торговых точек с автомобилями в других регионах страны».
По словам генерального директора «МБ РУС» Андрея Ольховского, сотрудничество с МТС помогает выйти на новую аудиторию. «Когда на рынке складывается непонятная ситуация, то за дело берутся маркетологи, — прокомментировал Андрей Ольховский ситуацию в интервью „Фонтанке.ру“. — Как и все, мы ищем новые каналы продаж и на сегодняшний день видим оптимальный вариант во взаимовыгодном сотрудничестве с одним из лидеров сотовой связи». Он подчеркнул, что особенно продвижение и знакомство с продуктом являются важными факторами для новых китайских брендов, поскольку они еще не так знакомы российскому покупателю и большинство марок просто не на слуху.
«Обычно автосалоны строят на окраинах — там больше пространства для стоянки машин. А вот точки продаж мобильной связи, наоборот, располагаются в районах с большим потоком людей — там, где живут и ходят наши потенциальные покупатели. Мы решили использовать этот подход, чтобы сделать автомобили доступнее и ближе к клиенту», — объяснил Андрей Ольховский.
Обращение в сторону телекома вполне ожидаемо: AITO — совместный проект телекоммуникационного гиганта Huawei и автопроизводителя Seres (группа Sokon). Huawei отвечает за цифровые технологии, Seres — за производство гибридных и электрических кроссоверов. В Китае марка заняла второе место в премиум-сегменте в 2024 году, продав 387 тыс. машин.
В 2025 году российский рынок легковых автомобилей демонстрирует снижение: по данным автостата, в январе — мае 2025 года в России было продано около 440 тысяч новых легковых автомобилей, что на 26% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, когда продажи составляли примерно 590–595 тысяч машин. Не избежал общего тренда и китайский сегмент рынка.
Если по итогам 2024 года в России было продано около 900 тысяч китайских автомобилей — на 80% больше, чем годом ранее, то в этом году цифры несколько иные. Так, в январе — мае 2025 года, по данным Автостата, в стране было продано более 240 тыс. новых китайских авто — это почти на 100 тыс., или на 31%, меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По словам Андрея Ольховского, основная причина снижения продаж — высокие ставки по автокредитам, связанные с размером ключевой ставки. Также заметен и рост цен: по данным СМИ, в 2025 году рост цен на новые легковые автомобили в России ускорился, особенно для импортных и бюджетных моделей. Основные драйверы — повышение утилизационного сбора, инфляция и ослабление рубля. Среднее подорожание составляет 10–12% к маю и может достичь 25–30% по итогам года для отдельных категорий авто.
Сократились продажи и в премиум-сегменте. Лидерство в нем сохраняют Exeed и Tank, следом идет BMW. Официально AITO Seres вышел на рынок в апреле 2025 года, поэтому пока в рейтинги не попадает. В «МБ Рус» говорят, что всего в стране уже продано около 3 тыс. автомобилей.
Таким образом, на фоне общего спада авторынка, растущих цен и высоких ставок по автокредитам автопроизводители и дистрибьюторы активно экспериментируют с форматами продаж. Выход автомобилей в салоны связи — попытка адаптироваться к новым реалиям и приблизить продукт к потребителю. Если раньше машины продавали в шоурумах, то теперь их можно увидеть рядом с витриной со смартфонами — и это символ времени, когда границы между гаджетами и автомобилями становятся всё более размытыми.